Эзоп 1848-1926  
 
 
 
 
 

Пифагор и человечество

1-2

Пифагор всю свою жизнь был в поисках вечной философии, и он ее нашел! Все фрагменты он привел в неслыханную гармонию и в великий союз. Однако, ему не позволили разобраться с деталями, ему не позволили научить людей. Его преследовали везде. Несколько раз были совершены покушения на его жизнь. Научиться всему, что накопил Пифагор, было практически невозможно. А сокровище его было громадным – больше ни у кого не было такого огромного сокровища, каким владел Пифагор. Но человечество ведь глупо, причем всегда таким было. Этот великий человек совершил что-то невозможное: он протянул мост между Западом и Востоком. Он сам был первым мостом. Он узнал западный ум настолько же глубоко, как и восточный. Он был греком, и его воспитали на греческой логике и на таком же научном подходе. Затем он пошел на Восток, и там он начал учиться путям интуиции. Затем его учили, как быть мистиком. Его по праву считали великим математиком, а ставший мистиком математик - это революция, так как эти полюса совершенно противоположны. Запад - это агрессивный интеллект и мужской ум. Восток представляет восприимчивую интуицию и женский ум. Запад и Восток не просто произвольны – их деление крайне глубокое и весьма значительное. Запад - это ум, а Восток – это противоположность уму. Киплинг прав, согласно логике, так как представляется совершенно невозможным, чтобы когда-нибудь Восток и Запад встретились. Вычисляющий ум – это как пустыня. А невычисляющий ум – сад, где распускаются цветы и поют птицы... это совершенно иной мир.

Пифагор был первым из тех, кто попытался совершить невозможное. Ему это удалось. В нем Запад и Восток стали единым целым. В нем инь и янь объединились. Мужчина и женщина в нем стали единством. Он был ардханаришваром – полнейшим единством противоположностей. Вместе Шива и Шакти. Интеллект величайшего масштаба и невероятно глубокая интуиция. Пифагор – это залитая солнцем высочайшая вершина и вместе с тем - глубокая темная долина. Редчайшее сочетание. Но труд всей его жизни уничтожили глупцы, своей посредственной массой. Единственное, что осталось – это несколько стихов. Эти стихи можно уместить на почтовой открытке. Все, что нам осталось от стараний и усилий этого великого человека. Но это тоже написано не им самим, так как было уничтожено все, что он когда-либо написал.

Когда Пифагор умер, в тот день были зарезаны и преданы огню тысячи его учеников. Сбежал только один ученик из школы, которого звали Лизий. Он бежал не потому, чтобы сохранить себе жизнь - он бежал лишь для того, чтобы что-нибудь сохранить из учения великого Мастера. И этим единственным спасшимся учеником, Лизием, были написаны «Золотые стихи Пифагора». Вся школа была сожжена, а тысячи учеников просто были зарезаны и убиты. Все, что собрал в своих странствиях Пифагор - великие писания, великие сокровища из Тибета, Египта, Китая, Индии за годы работы – сожжено было все. Лизий написал только несколько стихов. И, как предписано древней традицией, по которой ученик не знал иного имени, кроме имени учителя, эти стихи не названы «Стихами Лизия», это «Золотые стихи Пифагора». Лизий не подписался под этим творением. Такая же история произошла с Гермесом в Египте: множество писаний, и написаны они все учениками. То же самое случилось в Греции с Орфеем, и с Конфуцием, и с Лао-Цзы в Китае. Ученик утрачивает самотождественность и становится единым с мастером. А человеческая глупость уничтожила нечто невероятно ценное.

Пифагор является первым экспериментом по созданию синтеза. Прошло двадцать пять веков с тех пор, но больше никто не пытался его повторить. Никто не совершал этого прежде, никто не сделал этого после. Чтобы сделать это, нужен ум, который будет и одним, и другим – и научным, и мистическим. Редчайшее явление, которое случается только единожды. Были великие мистики, такие как Будда, Заратустра, Лао-Цзы. Были великие ученые - Эдисон, Эйнштейн, Ньютон. Но найти такого человека, который смог бы чувствовать себя в обоих мирах как дома, - очень трудно. Таким человеком был Пифагор - не таким, как остальные. Его нельзя причислить к какой-нибудь категории. Синтез, который искал Пифагор, был необходим в его дни, не менее, чем он необходим сегодня – оттого что мир снова в такой же точке. Мир, как колесо, движется. Слово, означающее «мир» на санскрите – «самсара». А самсара значит колесо. И колесо это велико: его один круг включает в себя двадцать пять веков. Именно за двадцать пять столетий до Пифагора Атлантида покончила самоубийством- по причине больших успехов собственной науки. Но рост науки без мудрости опасен. Все равно, как нож в руках ребенка. Со времен Пифагора до сегодня тоже прошло двадцать пять веков. Мир снова в хаосе. Снова колесо вернулось туда же - оно всегда приходит только в ту же точку. Должно было пройти двадцать пять веков, чтобы настал этот момент. Каждые двадцать пять столетий мир приходит снова в состояние большого хаоса.

Люди теряют корни, начинают чувствовать бессмысленность. Все ценности жизни исчезают, и наступает великая тьма. Потеряно направление. Все кажется обычной случайностью. Кажется, что цели нет, нет смысла. Да и жизнь кажется всего лишь делом случая. Начинает казаться, что существование вами не интересуется. Кажется, что после смерти нет жизни. Кажется, что то, что вы делаете – рутина, тщетно и механистично. Все кажется бесцельно. Такие времена беспорядка и хаоса могут либо обернуться огромным бедствием, как это случилось в Атлантиде, либо оказаться квантовым прыжком в развитии человечества. Именно в такие времена великого хаоса появляются великие звезды. Все зависит от человека, который может или совершить самоубийство, или возродиться. Открыты обе двери. Если такое время способно создать людей, подобных Гераклиту, Лао-Цзы, Заратустре, Пифагору, Будде и Конфуциию, то также оно способно создать великое человечество. И это возможно. Однако мы можем упустить возможность.

1-2

Следующая глава


Флаг Афин

Ганс Бургкмайр - Вавилонская Блудница

Гравюра М. Вольгемута и В. Пенденвурфа




 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эзоп. Сайт баснописца.