Эзоп 1848-1926  
 
 
 
 
 

Пифагорейские золотые стихи

Пифагорейские золотые стихи

«Пифагорейские Золотые стихи» - это уникальный источник, который дошел до наших дней через многие века, содержащий учение школы пифагорейцев в его первозданном виде. «Золотые стихи» - это своеобразный свод заповедей периода древнего пифагореизма. В них в емкой символичной форме излагаются основные положения правильного образа жизни, путь к божественной мудрости.

«Комментарии к Золотым стихам пифагорейцев» неоплатоника Гиерокла представляют собой большой интерес в плане их интерпретации. Основоположник александрийского неоплатонизма Гиерокл раскрывает содержание этих «Золотых стихов» с точки зрения эклектической философии в направлениях пифагорейского и неоплатонического учений.

Философия - это совершенствование и очищение человеческой жизни, освобождение от смертного тела и неразумия материи, улучшение как возвращение блаженства, которое возвращает до божественного подобия. Дорога к этому - истина, сообщающая божественный образ одаренным людям, и добродетель, избавляющая от неуравновешенности переживаний. Поэтому по отношению к философии, которая нацелена на очищение и совершенствование человека, должны существовать сжатые правила, четкие определения, чтобы можно было по порядку и правильным путем достичь предела благоденствия. Самыми важными из таких правил, которые относятся ко всей философии в целом, считаются пифагорейские стихи, вполне справедливо названные «Золотыми». Общие наставления в них охватывают всю теоретическую и практическую философию, учат, как стать истинным и доблестным, очиститься, уподобиться божеству, а также, по словам платоновского Тимея, точно передающего пифагорейское учение: «став совершенным и целым, вернуться к смыслу первоначального состояния».

Пифагорейские стихи начинаются наставлениями в практической добродетели. Нужно сначала привести в порядок нашу беспечность и неразумие, и затем начинать познание божественного. Подобно тому, как больными глазами невозможно смотреть на слишком яркий свет, так и для души, которой чужда добродетель, бесполезно искать собственное отражение в свете истины, потому что нельзя нечистому познать чистое. Умозрительная философия дает истину, практическая философия - добродетель. Практическая философия в этих стихах называется добродетелью человека, а теоретическая - воспевает божественное совершенство, а вывод о значимости общественных деяний говорит: «Так поступай и постигни, к чему тебе необходимо стремиться, так ты отыщешь пути достижения божественных качеств». То есть, сначала следует стать человеком, а затем богом. Добродетели человека делают его благородным, а знания, которые ведут к божественной безукоризненности, богоподобным. При любом восхождении великому предшествует малое, так и наставления в добродетелях в начале стихов пифагорейцев учат человека восходить от жизни добродетельной к подобию божественному.

Стихи построены таким образом, что прежде чем открыть другие книги, читатель увидит существо философии. «Золотыми» стихи названы потому, что они действительно божественны и прекрасны, как, например, различая столетия по содержанию, мы называем «золотым веком» то время, в котором жили самые выдающиеся люди. Золото – это нечто подлинное, безо всякой примеси, как и родственное ему серебро, железо и медь, из которых золото, выделяется своей природой, не покрываясь ржавчиной, остальные превращаются в ржавчину и соединяются с землей. Если под ржавчиной понимать порочность, то чистый праведный век и безгрешный характер совершенно справедливо называют золотыми. Так и эти стихи были названы «золотыми» и «Божественными», потому что в них прекрасно все. В них во всем одинаково проявляется чистота, которая ведет к божественному подобию, открывая главную цель пифагорейской философии.

Предыдущая глава


Флаг Афин

Ганс Бургкмайр - Вавилонская Блудница

Гравюра М. Вольгемута и В. Пенденвурфа




Главная > Произведения > Пифагор > Пифагорейские золотые стихи
 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Эзоп. Сайт баснописца.